КАМАЗ-шеринг — самосвалы напрокат?
Очевидно желая идти в ногу со временем, КАМАЗ запустил программу «Спецшеринг» для своих грузовиков. Онлайн-сервис уже заработал в Татарстане, а в первом квартале этого года появится в Москве, Петербурге и Краснодаре.
Однако к этой инновации есть много вопросов. Начать с того, что слово «шеринг» в названии этой услуги — для красного словца. Ведь главная идея модного автотренда — в цифровом удобстве и оперативности: «зарегался» в мобильном приложении, нашел через него же ближайшую «тачку» и сразу используй, причем лишь нужное время. У КАМАЗа же весь «онлайн» исчерпывается заявкой на сайте, на которую в течение суток ответит оператор.
А дальше — обычная аренда, какая уже есть у европейских конкурентов: с договором на юридическое лицо, оговоренными территорией использования и пробегом (не более 12000 км в месяц). Причем потенциальный арендатор должен еще успешно пройти предварительную проверку. Разве что срок аренды начинается с одного дня, что не особо актуально для грузовиков.
Клиент при этом самостоятельно оплачивает топливо и другие сопутствующие расходы, упомянутые на стартовой страничке сайта, а также любые штрафы.
Как реализовать последнее — неясно, учитывая крайнюю гибкость наших юридических лиц. Ведь, к примеру, огромные штрафы за перегруз приходят с большой задержкой. Придут они, очевидно, на владельца — то есть на структуру КАМАЗа. Перенаправлять штраф арендатору придется через суд, что в российских условиях занимает несколько месяцев. А если к этому моменту у арендатора уже не окажется денег на счету или он вовсе обанкротится, пусть и формально?
Есть и другие вопросы: кто, к примеру, несет ответственность за предрейсовый медицинский осмотр? А за предрейсовый технический, ведь машину надо пригонять к дилеру только раз в месяц? И за пресловутый режим труда и отдыха водителя, который сейчас как раз активно обсуждается министерством?
Возникают вопросы и по машинам. Сейчас в «шеринг» предлагаются только самосвалы двух моделей: трехосный КАМАЗ-6580 и четырехосный 65801. Учитывая их полные массы (35 и 50 тонн соответственно), заинтересовать они смогут лишь мифических горняков с собственными разрезами, но без техники. В противном случае машины будут использоваться с серьезным недогрузом, ведь допустимые массы дорожных грузовиков ограничены 25 тоннами для трехосных и 32 — для четырехосников. А ведь еще стоит помнить о скором весеннем ограничении нагрузок на оси в ряде регионов. Вряд ли все это будет иметь какую-то экономическую целесообразность, да еще в аренде.
Не иначе, КАМАЗ взял на себя добровольную социальную ответственность в борьбе с перегрузом и нарушениями технического регламента. И опытным нелегким путем «тракшеринга» хочет собрать обширный материал по этой ситуации в Приволжском, Центральном и Северо-Западном округах страны, чтобы правительство смогло, к примеру, разработать какое-нибудь лицензирование.
Некоммерческая природа инновации отчасти подтверждается словами самого Сергея Когогина, который сказал, что «Спецшеринг» сработал неожиданно хорошо, хотя проект при этом «не имел для нас экономической целесообразности». И сообщил, что из всех десяти «шеринговых» машин пять сданы в аренду в Казани, а остальные отправлены в Москву.
Аренда ТС у самозанятого являющегося сотрудником
Организация (ООО) осуществляет образовательную деятельность (автошкола). Взаимодействуем с инструкторами (мастер производственного обучения), которые являются ИП, на основании договоров сетевого взаимодействия. Инструктор получает оплату за оказанные услуги которая включает в себя все его расходы (работа, страховка, ремонт, топливо и т.д.).
Возможна ли такая схема: оформить инструкторов в штат, а ТС принадлежащие им взять в аренду (без экипажа) как у самозанятых. При этом в договоре аренды указать, что все расходы по содержанию ТС несет арендодатель. Соответственно оплату разделить на 2 части. Часть оплаты начислять за работу (почасовая оплата) с начислением страховых и удержанием НДФЛ, а другую часть суммы за использование ТС выплачивать в качестве арендной платы как самозанятым.
Минфин РФ в письме от 17.02.2020 № 03-11-11/10799 указал, что ограничения, связанные с применением спецрежима для самозанятых, установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 закона №422-ФЗ. Они не предусматривают запрета на применение специального налогового режима НПД для физических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению в аренду ТС без экипажа как физическим, так и юридическим лицам. То есть такая деятельность в качестве самозанятого возможна.
При этом тут есть одна проблема. Дело в том, что согласно ч.2 ст.6 Закона №422-ФЗ
2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:
от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
При этом есть вопрос об отнесении аренды к услугам или работам. С точки зрения гражданского права, аренда представляет собой вид обязательства по передаче имущества в пользование и/или владение. Гражданское законодательство не говорит об аренде как об услуге. Это два различных вида обязательств, которые имеют различное регулирование в том числе и различными главами ГК РФ. Самостоятельного понятия аренды налоговое законодательство не содержит. Но налоговики приравнивают аренду к услугам, ссылаясь на п. 5 ст. 38 НК РФ.
На мой взгляд в данном случае указанное в пп. ч.2 ст. 6 закона №422-ФЗ действовать не должно. Но коль скоро Вы намерены устраивать новую схему работы в этом случае, есть смысл направить запрос в Минфин с просьбой разъяснить данное положение с учетом того, что ГК РФ не относит аренду к услугам.
КАМАЗ теперь можно взять в аренду от одного дня до года
Российский автопроизводитель КАМАЗ запустил сервис аренды самосвалов (каршеринг), о чем сообщили официальные представители компании.
Данный сервис предлагает за определенную сумму полностью готовые к эксплуатации автомобили, клиентам необходимо лишь заправлять автомобиль. Также есть возможность арендовать КАМАЗ с водителем. Все автомобили являются обслуженными, они имеют страховки ОСАГО и КАСКО.
В данный момент услуга запущена в Татарстане, желающие могут взять аренду КАМАЗ-65801 грузоподъемностью 32 тонны, причём сроки аренды можно установить от одного дня до одного года. Именно эта модель является наиболее популярной для перевозки различных грузов.
Каршеринг позиционируют как современную альтернативу лизингу или классической аренде. Клиенту не нужно думать о сложной процедуре приобретения автомобиля, первоначальном платеже и о последующем содержании машины. Эта услуга подойдёт тем, кому нужно быстро решить какие-то краткосрочные задачи.
В первом квартале 2022 года планируется запустить сервис в Москве, где уже открыт приём заявок. Позже взять КАМАЗ в аренду можно будет в Санкт-Петербурге и Краснодаре.
Подробнее о Планах Защиты Getarent
Все три Плана Защиты включают в себя бесплатное размещение неограниченного количества машин, установку телематического оборудования Meta System, круглосуточную поддержку во время аренды и помощь на дорогах. Отличаются Планы условиями страховой защиты и наличием компенсации штрафов ГИБДД
План «Максимальный»
доход — 70% от установленной стоимости аренды
Выбрав данный План Защиты, вы полностью избавляете себя от любых возможных проблем, связанных с возмещением ущерба после повреждения автомобиля. Мы самостоятельно произведем оценку, подберем среди наших партнеров удобную станцию технического обслуживания автомобилей и выдадим направление на ремонт. Стоимость ремонта для вас составит 0 рублей вне зависимости от оценки ущерба.
При длительном ремонте (от 2-х дней) вы будете получать 1 500 рублей в качестве компенсации за каждый день простоя автомобиля. Компенсация ограничена суммой в 15 000 рублей.
Getarent также, в случае необходимости, оплатит штраф ГИБДД. Загрузите постановление в личном кабинете и мы оплатим штраф в течение 24 часов.
Дополнительно, к вашему действительному полису ОСАГО вы получаете расширение лимита ответственности до 1.5 млн рублей. Например, водитель, управляя вашим автомобилем, попал по своей вине в транспортное происшествие с другим автомобилем «бизнес-класса», и оценочная стоимость нанесенного ущерба составила 800 000 рублей. Максимальная сумма выплат по стандартному ОСАГО составляет 400 000 рублей. Расширение полиса позволит избежать проблем с недостающей выплатой (а также проблем с возмещением ущерба от водителя).
План «Стандартный»
доход — 75% от установленной стоимости аренды
Стандартный План Защиты, аналогично «Максимальному» Плану, включает в себя полное возмещение ущерба в виде ремонта и компенсацию штрафов ГИБДД. Вне зависимости от степени повреждений, стоимость ремонта для владельца составит 0 рублей.
Основное отличие — отсутствие компенсации потери доходов от простоя автомобиля во время ремонта и расширения лимита ответственности по ОСАГО. Данный План подойдет для тех, кто делится своим автомобилем с целью получения дополнительного дохода или компенсации расходов на содержание личного автомобиля
План «Минимальный»
доход — 80% от установленной стоимости аренды
Страхование «КАСКО мультидрайв» на время аренды осуществляется с наличием безусловной франшизы в размере 20 000 рублей.
В случае повреждения автомобиля с ущербом, который составляет до 20 000 рублей, владельцу необходимо будет самостоятельно оплатить ремонт. Собственник, согласно Договору Аренды, Пользовательскому соглашению и Правилам Сервиса имеет право потребовать возмещение ущерба от арендатора.
В тех случаях, когда ущерб превышает 20 000 рублей, собственнику будет выставлен счет на оплату франшизы (счет на 20 000 рублей), после чего будет осуществлен ремонт в партнерских станциях технического обслуживания автомобилей. Например, при ущербе в 100 000 рублей, страховая компания возместит 80 000 рублей, а владелец самостоятельно оплатит оставшиеся 20 000.
Оплата штрафов ГИБДД не предусматривается: собственнику необходимо самостоятельно урегулировать данный вопрос с арендатором.