Убьет ли каршеринг частный автомобиль и стоит ли автобизнесу его бояться
Но тут позволю себе лирическое отступление, необходимое для осознания драматизма изменений, происходящих в сознании потребителей и реалиях рынка.
Готов поспорить, у каждого есть знакомый сумасшедший автомобилист. У меня тоже был такой приятель, но в один прекрасный день из фанатичного автоэнтузиаста он превратился в автопотребителя — пользователя каршеринга. Раньше это был человек, менявший одну «Приору» на другую, видимо, в поисках самого лучшего, самого безупречного экземпляра. Вершиной мечтаний была покупка Subaru и поездка на ней в Ялту.
И вдруг его словно подменили. Подшивка «Авторевю» отправилась в мусорный бак, очередная — «самая лучшая в мире» — «Лада Приора» перешла в руки новых хозяев, гастарбайтеров из Королёва. А автомобильная жизнь Васи стала похожа на вечный тест-драйв. Он заболел погоней за новизной ощущений и начал кататься на всём, что только доступно. В какой-то момент я не выдержал и спросил, когда же он, наконец, поедет на Subaru в свою Ялту. Вася ответил вопросом: «А зачем она мне теперь, когда есть каршеринг?»
Эту историю я вспомнил, сидя на конференции Auto.Ru и «Яндекса», когда на вопрос «А кто из вас приехал на личном авто?» в переполненном зале поднялось меньше трети рук.
Среди прочих важных вопросов, касающихся российского автомобильного рынка, на этой конференции обсуждали и «изменения в поведении потребителей».
Ключевое изменение — потеря привлекательности личного автомобиля как собственности. Негативный опыт владения (налоги, время и деньги, потраченные на обслуживание автомобиля и оплату парковки) сегодня уже преобладает над преимуществами. И помочь этому уже не может даже якобы повышающийся от владения престижным автомобилем общественный статус.

- Залог уверенности на дороге
- GPS-нaвигaтoр и Wi-Fi
- Съeмкa в Full Hd и кaмeрa зaднeго видa в кoмплeкте
- Сeнсoрный IPS-диcплeй
- Кoнтрoль пoлocы движeния Adas
- Гарaнтия 1 гoд + СКИДКА 50 %!
Стараниями автопроизводителей современный автомобиль стал быстрым, комфортным и очень качественным. Но ровно настолько, чтобы по истечении гарантии он «превратился в тыкву», потребовав дорогостоящего ремонта. Дорогостоящего настолько, чтобы потребитель принял решение не чинить, а купить новое авто. В итоге мы получили очередную вещь, которая ценна, пока она новая и модная, как кофемашина или пылесос, но недостаточно ценна как собственность и вложение средств.
Производители сами себя высекли с этой идеологией в первый раз. И кажется, что в эйфории от многотысячных продаж в каршеринг они сами не замечают, как готовы высечь себя во второй раз.
Потеря привлекательности владения автомобилем совпала по времени с растущей финансовой привлекательностью каршеринга и расширением круга моделей, доступных в прокате. Действительно, в Москве сегодня можно арендовать всё что угодно: от дешёвой китайской Geely до спорткара Porsche, коллекционного янгтаймера Ford Mustang и электромобиля Nissan Leaf.
На смену гаражным разговорам о достоинстве бренда и модели, выборе цвета кузова, управляемости, уровне комфорта и богатстве оснащения приходят рассуждения о тарифах и юзабилити мобильных приложений служб каршеринга.
Многие автоэнтузиасты уже называют происходящее «смертью автомобилизма» и удивляются близорукости автомобильных брендов, которые в погоне за оптовыми продажами в парки каршеринговых компаний забивают последние гвозди в крышку гроба частного автовладения.
Каршеринг уже побеждает — если не в масштабах всей страны, то в крупнейших городах. А именно в них живут, по некоторым оценкам, от четверти до половины потенциальных покупателей автомобилей.
Подобные запутанные положения о возмещении оператору, штрафах за нарушения можно встретить в договоре любого каршерингового сервиса. Где-то они жестче, где-то мягче.
- Неправильная фотофиксация. Некоторые сервисы требуют фотографировать машину и до, и после. Или же предъявляют требования делать фото со строго определенных ракурсов.
- Открытые окна, включенные/выключенные фары.
- Препятствование видеофиксации. Операторы устанавливают оборудование в салоне. Мешать его работе нельзя.
- Количество бензина в баке. Ниже определенного уровня оставлять его нельзя.
Проблема в том, что ни один, даже самый крупный каршеринговый сервис не предоставляет информацию в сжатой форме. Например, в виде памятки. Потому всегда есть риск нарушить что-то не из злых побуждений, а по причине банальной неосторожности. Во сколько «встанет» такая невнимательность — остается только гадать.
Чтобы не столкнуться с репрессивным катком каршеринговой компании, рекомендуем следовать простым советам:
- Соблюдайте правила дорожного движения.
- Не курите в салоне.
- Не передавайте руль третьим лицам.
- Не сажайте в салон нетрезвых людей. Будь это хоть друзья, хоть родственники.
- Используйте машину строго для личных, бытовых целей.
- Соблюдайте правила парковки. Так, штрафы за парковку на газоне для юрлиц огромны. Каршеринг потребует всю сумму с вас.
- Следите за своими мобильным устройством и аккаунтом в сервисе.
- Внимательно прочитайте договор с тем оператором, услугами которого собираетесь воспользоваться. Не поленитесь. Это избавит вас от массы возможных проблем.
Все спорные моменты стороны улаживают по обоюдному согласию. Неправомерные требования стоит оспаривать в суде. Тем более, что ситуации, когда операторы выдвигают необоснованно большие претензии — не редкость.
В Самаре работает один оператор каршеринга – «Делимобиль». Он предлагает два тарифных плана – «Базовый» и «Сказка». Оплата за аренду такая же, как по всей территории РФ.
Во всех крупных городах России происходит развитие сети каршеринг. Автомобили с характерным знаком на корпусе можно встретить в Перми, Пензе, Туле, Уфе, Калининграде.
В местах отдыха – Сочи, Геленджике, Анапе, Крыму постоянно увеличивается количество сервисом. Сейчас Белка активно развивает свою сеть в Сочи. Каждый сервис предлагает особые условия, касающиеся оплаты, класса авто, требований к регистрации и залогу.
- Поминутная аренда хороша, если нужно взять машину для использования здесь и сейчас. Проехать какое-то расстояние, добраться из точки А в точку Б. Но не более.
- Почасовая аренда, каршеринг имеет смысл, если дорога не близкая и платить поминутно не выгодно. Но длительное использование транспортного средства не предусмотрено. Это одиночный эпизод.
- Посуточная аренда имеет смысл только в том случае, если машина нужна вам на небольшой срок в несколько дней или менее.
- Подписка обладает всеми плюсами собственного авто. Разве что вы не становитесь собственником и не можете выкупить транспорт. Если вы много ездите, активно пользуетесь машиной и нуждаетесь в колесах постоянно, это более выгодный вариант, которые позволит сэкономить средства.
Каршеринг нельзя назвать полной альтернативой собственному транспорту. Каждое конкретное предложение предполагает свои плюсы, минусы и выгодные способы применения.
Грузовой каршеринг
Каршеринг грузовых автомобилей – услуга относительно новая. Первый полностью грузовой каршеринг заработал в столице летом 2018 года. Это был НАШ каршеринг, и долгое время он оставался единственным в своем роде. Однако ничто не длится вечно, как и монополия на грузовой каршеринг. В конце ноября 2018 года почти свободную нишу решил занять Яндекс.Драйв. В апреле 2021 грузовые модели добавила столичная Карусель.
Справедливости ради отметим, что был период, когда москвичам был доступен грузовой каршеринг Anytime с фургонами Renault Kangoo. После слияния с Делимобилем от них решили отказаться, поэтому рассказывать про них не имеет смысла. Так что на сегодняшний день каршеринг грузовых авто представляют три компании: НАШ каршеринг, Яндекс.Драйв и Карусель.