Неадекваты и чайники за рулём. Почему каршеринг стал угрозой на дорогах крупных городов
Главная проблема каршеринговых автомобилей, от которой и агрегаторы, и простые водители на дорогах пытались отгородиться сразу, не ушла даже спустя пять лет после запуска этого сервиса в России. Количество клиентов каршеринга неуклонно растёт, и вместе с этим ростом, к несчастью, увеличивается количество неадекватных водителей. Не секрет, что каршерингом (в числе прочих) пользуются и те, кто совсем недавно получил права. У многих каршерингов порог доступа — стаж от одного года.
«Чужую не жалко» — примерно так к автомобилю относится большинство пользователей каршеринга. Как следствие, смертельные столкновения с другими автомобилями либо из-за превышения скорости, либо по незнанию простейших правил дорожного движения. В декабре 2018 года пьяный водитель каршеринга устроил массовое ДТП в центре Петербурге. Из-за того что каршеринговый Kia влетел в автомобили на светофоре на скорости 108 километров в час, погиб 18-летний чемпион России по картингу Никита Сапежко. Спустя год после задержания и начала следствия водителя приговорили к шести годам и штрафу, однако родителей погибшего это вряд ли успокоит.
Проблему с доступом неадекватных клиентов каршеринга к машинам пытались решить несколько раз. На законодательном уровне планировалось даже внедрение специальных датчиков, которые не будут пускать за руль пьяных, но воз, как говорится, и ныне там. Каршеринговые автомобили как легально, так и с помощью поддельных аккаунтов продолжают использоваться неизвестными с различной целью. И хотя МВД всерьёз взялось за решение вопроса с утечкой персональных данных, уникальные происшествия продолжают случаться. Так, одному из жителей Москвы каршеринговая компания выставила счёт в 250 тыс. рублей за ДТП, которого он не совершал.
Кроме того, мужчина из Москвы вообще никогда не пользовался каршерингом, а его фотографию и паспортные данные злоумышленники использовали с целью регистрации в системе каршеринга и дальнейшего использования автомобилей. Сразу же на ум приходит ещё одна сравнительно недавняя авария с каршерингом в Петербурге, когда автомобиль, ехавший с превышением скорости, перевернул машину скорой помощи. Юрист и специалист по защите прав автомобилистов Виктор Боровчуков отмечает, что закрывать брешь в системе безопасности каршеринги не торопятся по одной простой причине — это очень дорого.

- Залог уверенности на дороге
- GPS-нaвигaтoр и Wi-Fi
- Съeмкa в Full Hd и кaмeрa зaднeго видa в кoмплeкте
- Сeнсoрный IPS-диcплeй
- Кoнтрoль пoлocы движeния Adas
- Гарaнтия 1 гoд + СКИДКА 50 %!
Каршеринг — это коммерческая структура. Им важно, чтобы машины как можно больше ездили и как можно больше приносили денег. Кто именно за это платит — неважно. Клиент в пользовательском соглашении даёт согласие на обработку данных и их изучение. Если данные паспорта и карты куда-то там «утекают», это уже никого не волнует. Если есть какие-то претензии, сразу спрашивают: «Это ваша подпись на соглашении?» И дело заканчивается, так и не начавшись. Решить проблему безопасности данных — это десяток миллионов долларов (примерно). Тратить такие деньги никто не хочет
Управление каршеринговым автомобилем в городе — это своего рода искусство. Вовремя набрать скорость, вовремя перестроиться, вовремя уйти от столкновения — все эти приёмы приходят к водителям исключительно с опытом. Учитывая портрет начинающего «каршеровода», стоит отметить, что даже небольшие ДТП (к примеру, в пределах Третьего транспортного кольца в Москве и КАД в Петербурге) могут спровоцировать огромную пробку, стоять в которой придётся пару часов.
Автогонщик Олег Чернышёв объясняет, что большая часть начинающих водителей теряются в стрессовой ситуации и допускают аварию, вместо того чтобы быстро найти решение.
Корни этой проблемы сразу в нескольких местах. Во-первых, нет понимания собственности автомобиля. Он же застрахован? Застрахован. Ну и, значит, можно допускать наезды. Это ошибочная тактика, к которой большую часть водителей приучает незнание законов и неумение управлять машиной по правилам. Во-вторых, незнание законов трафика. К примеру, ограничение в городе 60, но поток чаще всего едет быстрее. Я не раз наблюдал, как в Москве каршеринговая машина двигается посередине, иной раз ровно посередине двух полос. Её все вынуждены обгонять, а это и нарушение правил, и потенциально крупная авария, в которой 3–4 машины могут собраться
Количество активных пользователей каршеринга в России уже превысило 1 млн человек. Пропорционально увеличению водителей растут и проблемы, связанные с использованием этого транспорта. С одной стороны, каршеринговые компании покупают всё больше автомобилей и стараются повышать качество обслуживания, а с другой стороны, начинают возмущаться обычные водители. Главная проблема столицы — парковки. Их много, они хорошо обустроены, и цены на них вполне адекватные, однако для каршеринга стоянку сделали бесплатной даже в центре.
Увеличение парка каршеринговых машин заметили и в простых дворах спальных районов Москвы. К примеру, в Замоскворечье большая часть дворов серьёзно загружена каршеринговыми автомобилями. И всё бы ничего, но во дворах такие машины бросают как попало. После этого возникают трудности не только с парковкой автомобилей местных жителей, но и с проездом спецтранспорта: машин скорой помощи и пожарных. И никакого специального правила для парковки машин нет — в пользовательском соглашении ведущих операторов такого транспорта нет ни слова о том, что нужно парковать машину так, чтобы не мешать другим людям.
Юрист Борис Климов пояснил, что законодательно утвердить такие условия можно, но потребуется провести серьёзную работу.
Как и в любом законе, важна трактовка. Кто и как должен и будет определять, правильно ли запаркован автомобиль. Какая парковка считается допустимой, нормальной, а какая — нет. По каким критериям нужно наказывать операторов и пользователей каршеринга, как этот механизм, в конце концов, будет работать. Вот когда будет понимание этого вопроса, тогда можно браться за регулирование
С точки зрения добросовестного потребителя, каршеринг прекрасен, и тут не поспоришь — машин много, все они новые, комфортные и недорогие. С точки зрения злоумышленника, каршеринг — это тоже подарок судьбы: купил в Интернете профиль, вошёл в учётную запись и поехал по своим тёмным делам. А вся ответственность будет лежать на человеке, который в этот момент может находиться вообще в другой стране (такие прецеденты уже случались не раз). Потом можно бросить машину где попало (даже с трупом в багажнике или взрывчаткой). И всё равно никакой ответственности.
Но бесконтрольное использование каршеринга скоро закончится. 12 декабря Комитет Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации на расширенном заседании обсудил тему «О необходимости правового регулирования шеринговых сервисов». Вместе с представителями крупнейших агрегаторов чиновники обсудили не только возраст авто, экологический класс, габариты и статус во время движения, но и проблему парковок. Немедленного решения по этому вопросу нет, однако вполне вероятно, что через год каршеринги заставят жить по новым правилам, которые будут защищать не только клиентов сервиса, но и простых автомобилистов и жителей России.
Выгодно ли парковаться на каршеринге
Если вам нужен автомобиль для поездок в центре, выгода очевидна. Вы можете брать и оставлять машины практически везде, бесплатно парковаться. В поездках по Москве условия тоже удобные – с учетом более десятка доступных операторов просто найти свободную машину, арендовать ее и после поставить на ближайшую стоянку. Главное – ездить по правилам и избегать пробок. Бесплатная парковка ночью – тоже весомое преимущество.
Если автомобиль нужен для поездок из области в столицу, выгода уже менее очевидна: из-за пробок вы можете заплатить оператору больше, чем заплатили бы таксисту. Кроме того, есть проблема с зонами завершения аренды за пределами МКАД. Невыгодно арендовать машину, если вы плохо ориентируетесь в аэропорту или торопитесь – при нарушении правил стоянки придется заплатить большой штраф.
Почему новые правила хранения биометрических данных россиян убьют каршеринг
Минцифры опубликовало для общественного обсуждения проект постановления правительства, касающийся допуска организаций к хранению персональных данных россиян. Согласно предложениям ведомства, биометрические данные россиян могут быть доступны лишь организациям, в уставном капитале которых присутствует не более 49% иностранного капитала. Кроме того, такая компания обязана иметь собственный капитал на уровне не ниже 500 млн. рублей. Также она обязана обладать правом собственности на криптографические средства шифрования.
Эти требования должны стать обязательными уже с января 2023 года. Формулировки новых правил таковы, что согласно им, к биометрическим данным можно отнести даже скан паспорта человека, поскольку на нем присутствует фотография.
Заметим, что некоторые каршеринговые компании контролируются зарубежными владельцами, а у ряда других не найдется 500 млн. рублей собственных средств. В этой связи вполне вероятно, что требования новых российских правил хранения данных граждан сделают функционирование их бизнеса невозможным, поскольку регистрация пользователей в каршеринговых сервисах происходит дистанционно, в том числе по скану паспорта гражданина.