Понятие Договора Аренды Транспортного Средства Существенные Условия Форма Заключения Договора

Правовое регулирование договора аренды транспортных средств с экипажем

Как известно, договор аренды транспортных средств подразделяется на договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без предоставления данных услуг. Данным видам договора посвящен §3 гл. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1].

Сторонами в договоре аренды транспортных средств с экипажем по общему правилу выступают арендодатель и арендатор. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) [2] выделяет в качестве сторон данного договора – судовладельца и фрахтователя.

Необходимо отметить, что отношения субъектов будут регулироваться различными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования. Например, если одно физическое лицо предоставляет во временное владение и пользование или пользование легковой автомобиль другому гражданину за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться общими нормами об аренде. Т.е. если стороны являются физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя и их целью не является получение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то в данном случае будут применяться нормы §1 гл. 34 ГК РФ.

В случае если организация, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет во временное владение и пользование лимузин физическим лицам для потребительских целей (например, для свадебного кортежа) за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться положениями договора проката, т.е. нормами § 2 гл. 34 ГК РФ.

В том случае, если организация предоставляет во временное владение и пользование самолет за определенную плату индивидуальному предпринимателю и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, то в данном случае отношения будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств с экипажем.

Когда в качестве арендодателя и арендатора выступают юридические и (или) физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, и их целью является получение прибыли от коммерческой эксплуатации транспортного средства, такие отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ.

Таким образом, аренда транспортных средств будет регулироваться различными положениями гражданского законодательства в зависимости от субъектного состава обязательственных отношений и соответственно их определенного субъектного состава:

  1. когда арендуются транспортные средства с экипажем юридическими и (или) физическими лицами, обладающими статусом индивидуального предпринимателя, которые занимаются предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Данные отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ и иными транспортными уставами и кодексами.
  2. когда сдаются в аренду транспортные средства с целью бытового (некоммерческого) использования. В данном случае отношения сторон будут регулироваться общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ), если нет прокатной организации, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае – положениями о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ).

Не случайны существенные различия в правовой регламентации договора аренды транспортных средств и договора проката (например, распределение обязанностей сторон по содержанию сданного в аренду имущества и устранению его недостатков). В настоящее время является абсурдным предположение о том, что можно возложить обязанности по ремонту легкового автомобиля, взятого во временное пользование, на гражданина, который арендовал данное транспортное средство. Поэтому во всех цивилизованных правопорядках легковые автомобили принято сдавать в прокат, а не фрахтовать на время [3].

Существует другая проблема. Два физических лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, заключают договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем). Как было установлено выше по тексту, данное регулирование подпадает под положение §1 гл. 34 ГК РФ. При этом какими нормами необходимо в данном случае руководствоваться при регулировании отношений предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Как показывает исследование правоприменительной практики, на наш взгляд, данные отношения подпадают под гл. 39 ГК РФ, а именно возмездное оказание услуг. Особенности Договора Аренды Транспортных Средств Характеристика.

Условия договора аренды транспортных средств

Данный договор является реальным, возмездным и консенсуальным (ст. 198 КТМ РФ).

Договор заключается в письменной форме независимо от его срока. Правила о регистрации договоров аренды к данному договору не применяются.

Срок в договоре аренды с экипажем регламентируется общими положениями об аренде, за исключением преимущественного права на заключение договора на новый срок и возобновления договора на неопределенный срок (ст. 621 ГК РФ). В договоре тайм-чартера согласно ст. 200 КТМ РФ наряду со сторонами, характеристикой судна, районом плавания, целью фрахтования, временем, местом передачи и возврата судна, ставке фрахта должен быть обязательно указан срок действия.

Содержание договора аренды

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем в основном составляют обязанности арендодателя.

  • в течение всего срока действия договора поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая проведение текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;
  • предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Эти услуги должны обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства;
  • нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 635 ГК РФ);
  • застраховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен транспортным средством в связи с его эксплуатацией, если такое страхование является обязательным в силу закона или договора.
  • нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата горюче-смазочных материалов, сборов и т. Д.);
  • возместить арендодателю убытки в связи с гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
  • сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 638);
  • при осуществлении коммерческой эксплуатации транспортного средства без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, которые указаны в договоре аренды, а если такие цели не установлены, то назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638).

В договоре аренды транспортного средства с экипажем вред возмещает арендодатель по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, при этом у него имеется право предъявить к арендатору регрессное требование, если будет доказано, что вред возник по его вине.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Данный договор является реальным, а договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — консенсуальным (ст. 211 КТМ РФ).

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем рассматриваемый договор направлен на получение во владение и пользование транспортного средства с возможностью самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

В данном договоре основная часть обязанностей возложена на арендатора. Он должен:

  • получив от арендодателя транспортное средство, в течение всего срока договора поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ);
  • своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством, его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Для этого он может нанять экипаж или управлять им сам;
  • нести расходы по содержанию арендованного транспортного средства, застраховать его, включая страхование своей ответственности, а также расходы, связанные с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа.

Права арендатора по данному договору во многом аналогичны его правам по договору аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатору предоставлено право, если иное не предусмотрено договором, без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647).

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не указаны, то назначению имущества (п. 2 ст. 647).

За вред, причиненный третьим лицам в рамках договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по его возмещению возлагается на арендатора (ст. 648 ГК РФ).

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector